Установка полуавтомата управления освещением


Начну с причины побудившей меня взяться за паяльник. Расположение клавиши включения габаритных огней и ламп головного света в 07 салоне мне не очень нравилось, они расположена в ряду из 4-ех клавиш, практически между передними сиденьями и находится за пределами бокового зрения (моего) при взгляде на дорогу В нашем городе есть туннель, причем свет в нем практически отсутствует. Так вот при въезде в тоннель, иногда забывал включить фары головного света и при этом попадал в достаточно не приятную ситуацию, когда срочно на ощупь надо включить клавишу управления светом. Хочу отметить, что при естественном наступлении темноты, таких проблем не возникает, поскольку включение можно выполнить в удобный для тебя момент, например в ожидании зеленого света на светофоре. Ночью же глаза адаптируются к темноте и нет подобных проблем. Мне кажется, что если Вы зашли ко мне на эту страничку, значит Вы не равнодушны к этой проблеме :-). Ну хватит о “воде”, переходим к делу, точнее ближе к паяльнику.

Схема фотореле Входная цепь фотореле состоит из делителя напряжения образованного фотодатчиком и резистором R2, напряжение с него поступает на вход логического элемента D1.1. Предположим, что в начальный момент датчик хорошо освещен и имеет низкое сопротивление, при этом на входе элемента D1.1 высокое напряжение, которое соответствует логической "1".
При снижении освещенности повышается сопротивление фотодатчика сопровождающееся падением напряжения на входе логического элемента и переходом к состоянию логического "0", на выходе элемента D1.1 (И-НЕ) появляется уровень логической единицы, который при наличии логической единицы со входа блокировки "Е" устанавливает на выходе элемента D1.2 уровень логического "0", который через резистор R1 поступает делитель напряжения дополнительно смещая его в сторону логического "0", тем самым, как бы защелкивая установленное состояние. (триггер Шмитта). Элемент D1.3 выполняет роль буфера и инвертора сигнала. При наличии "0" на его входах, на выходе появляется логическая "1", открывающая выходной транзистор, тем самым включая дополнительное реле света, напряжение с выхода (с силовых контактов) которого можно использовать для включения габаритных ламп и подачи его на подрулевой переключатель света. (в некоторых моделях машин на переключатель света в панели приборов).

Рассмотрим теперь приближение "утра". При улучшении освещенности повышается уровень фототока в датчике, (что равносильно снижению сопротивления), приводящее к повышению уровня напряжения на входе логического элемента, что обеспечивает переход напряжением порога логической "1" на входе элемента D1.1, на выходе элемента появляется уровень логического "0", который независимо от состояния со входа блокировки "Е" устанавливает на выходе элемента D1.2 уровень логической "1", который опять через резистор R1 подтягивает вверх напряжение на делителе, обеспечивая устойчивость такого состояния при небольших изменениях освещенности. Тем самым устраняется “дребезг” состояний около порога срабатывания.

Резистором R2, регулируется порог срабатывания фотодатчика, (чем выше сопротивление R2, тем при меньшем освещении произойдет включение реле). Резистором R1, задается величина интервала изменения освещенности между порогами включения и выключения реле. Чем меньше сопротивление R1, тем больше разность между порогами, причем при некотором значении (в сторону малых сопротивлений) можно добиться полной неработоспособности устройства.

Для предварительного выбора резисторов рекомендую следующие отношения: R2 равен сопротивлению фотодатчика при заданном пороговом уровне освещенности, R1=(3…10)*R2. Такой большой диапазон коэффициента объясняется различной крутизной характеристики освещенность-сопротивление разных типов датчиков (фотодиодов). Удобнее использовать фотодиоды с большим диапазоном изменения сопротивления и крутой (в прямом смысле) характеристикой освещенность-сопротивление, особенно в районе пороговой освещенности.

На главную

Hosted by uCoz